Новости
- Просмотров: 177
Летят журавли Михаила Калатозова – символ русского кино
В преддверии 77 годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. отдел социокультурной деятельности Библиотеки вечером 5 мая провёл прямой эфир на telegram-канале "ЧердакЪ". Мы говорили о легендарной картине 1957 года Михаила Калатозова "Летят журавли". В обсуждении участвовали члены киноклуба "Лаборатория современного зрителя", студенты отделения фотографии и кино-, телеискусства Академии Матусовского, а также главный художественный руководитель ГТРК ЛНР "Луганск 24" Леонард Свидовсков.
В этом году исполняется 65 лет фильму "о войне без войны". Картина Калатозова – это не только прорыв на международный уровень кинематографа, символом которого стала "Золотая пальмовая ветвь", присуждённая фильму в Каннах в 1958 г. Эффект "движущейся камеры", используемый Сергеем Урусевским, называли революцией в операторском искусстве мирового кино, но в советской культуре фильм "Летят журавли" стал революцией в умах.
Ошеломляющий новизной фильм Михаила Калатозова “Летят журавли” был не просто вестником перемен в кино и обществе. Этот фильм может быть прочитан как призыв не рассматривать мир в чёрно-белых тонах и не судить людей однозначно, а постараться их понять. Однако эти призывы не носят открытый и прямолинейный характер, а лишь угадываются в ходе сюжета. Здесь нет "красивых правильных слов" и однозначных формулировок. Картина ознаменовала наступление новой эры подтекста, который стал главной чертой стилевой манеры шестидесятников.
Леонард Свидовсков рассказал участникам эфира несколько интересных фактов о фильме и как эта картина связана с нашим городом, который упоминался в сцене со спасённым ребёнком из Ворошиловграда. Тележурналист говорил о литературной основе фильма. В 1943 году драматург Виктор Розов написал пьесу "Вечно живые", которую запретили печатать из-за морального облика героини, которая изменила ушедшему на фронт солдату. Опубликовали пьесу только в 1956 году, и она моментально стала популярной! В том же году спектаклем «Вечно живые» с участием Олега Ефремова и Светланы Мизери открылся новый театр «Современник», а режиссёр Михаил Калатозов разыскал автора и попросил его написать сценарий.
История любви двух разлученных войной молодых людей взволновала современных зрителей, молодых участников дискуссии, студентов Академии Матусовского, которые осваивают мастерство кинематографии. Говорили о том, что ни автор, ни зрители, ни близкие не имеют права судить главную героиню Веронику. Ведь самый страшный суд для любого человека – это его собственная совесть. Все герои фильма – и Вероника, и Борис, и их родители, и даже Марк – жертвы той страшной войны, одинаково безжалостной к старым и молодым, талантливым и бездарным. Но кроме Великой Отечественной войны, которая является внешним фактором, в душе каждого человека идёт своя внутренняя война, не менее тяжёлая для него.
В ходе обсуждения был поставлен вопрос: зачем во время войны смотреть фильм о войне, да еще 65-летней давности?
— Затем, чтобы понимать — победа зависит от каждого из нас. И у каждого из нас своя линия фронта, - сказал Леонард Свидовсков.
Благодаря таким картинам нам открывается та неисчерпаемость личности, которая держит человека выпрямленным в любой, даже смертельной ситуации. И сегодня этот фильм по-особенному может отозваться в душе зрителя XXI века, переживающих боль и трагедию нашего времени.