Новости
- Просмотров: 208
Динамика зависимого капитализма: Украина и Донбасс после 2014 года
В Русском центре библиотеки Горького 9 февраля 2022 года прошло плановое заседание Философского монтеневского общества на тему «Вокруг книги профессора Бойченко «Непонятная война» – разговор с автором».
Если тема книги Павла Константиновича – события в Луганске летом 2014 года, а доклад про то, как автор пришёл к литературному воплощения жизненного опыта, то обсуждение шире. От того оно не знало границ и жанров. Обмен мыслями в буквальном смысле отражал условия нашего существования и поиски выхода из сложившейся ситуации. Кредо автора – доктора медицинских наук, специалиста в области иммунологии: самый интересный объект для мышления – это люди.
Отвечая на многочисленные вопросы после доклада, автор уклонился, по сути, от прямого ответа на один: что такое здоровье? Врач больше разбирается в болезнях. Отвечает о излечимости даже самых страшных. Не имеет права разводить руками. Пациент скорее жив…Тем не менее, косвенно этот ответ содержался в его рассказе о собственном пути в медицине. Целеустремлённая жизнь, все усилия которой сконцентрированы на деле, которое тебя захватило, необходимо людям, не оставляет времени для уныния, скуки и жалоб. Медленно через ряд очень продуманных психологических ходов он подводит монтеневцев к теме своего литературного дебюта.
Книга издана в 2016 году и очень жаль, что мало известна в широких кругах, ибо всем причастным к событиям начала конфликта она могла бы рассказать многое. Особенно важно, что простым, но довольно подкупающим точностью описаний и правдивостью деталей языком не политика, журналиста или идеолога раскрывается на аналогиях с возникновением и развитием опухолей связь между больным обществом и болезненными реакциями людей, трагедия непонятной войны, затеянной корыстолюбцами и проходимцами, сделавшими из наших республик опытное поле стратегий гибридной войны. Война под взглядом врача принимает облик фантасмагории нереальных амбиций группки тех, кто «пилит» бюджеты и огромной массы обманутого элитами населения, попавшего в жернова помимо воли. Крах стратегии навязанного Майданом выбора обернулся героическим и стоическим отпором с одной стороны, но с другой вопрошанием: за что это именно нам? Героизм одних часто следствие спонтанной реакции на преступления других.
В ходе дискуссии были выяснены причины, характер и следствия военного конфликта и опасности его продолжения далее. Гуманистический взгляд позволил избежать идеологических предпочтений, отдав должное человеческому фактору и нравственной ответственности за преступления войны. Никто, это удивительно для такой темы, не предавался личным вкусовым суждениям, но аналитика последовательно продвигалась умелым рассказчиком к выводам из предпосылок. Так, мотивация от геополитических факторов уступила место экзистенциальному восприятию трагических реалий как результату поведения и действий самих людей, проявивших разный спектр ответов на вызовы войны. Почин доведения до крайности принадлежал Киеву, олигархам и верхам, но цепочка противоречий вовлекла в свою воронку все слои общества, хотя и в разной мере.
Пробудить ум и совесть задавленного пропагандой украинца трудно, но дело это не безнадёжное. Один из выводов заседания заключается в том, что только внутренние перемены в самой Украине дадут шанс прочному миру. В ходе обсуждения затрагивались самые разные аспекты истории Луганска, взаимоотношений наций и этносов многоликого региона, темы русофобии и антисемитизма, поведения жителей в дни обстрелов города и те ожидания, что позволяют ещё сохранять веру в лучший исход. Философским стержнем обсуждения стала тематика нравственного воздаяния за деяние и не-деяние, участие и неучастие в исторически значимых событиях и процессах своего времени.
История – это мы, и через нас приходят и уходят её горести и радости, провалы и успехи, подвиги и преступления. История – мамаша суровая, она не учит, но проучивает тех, кто не желает у неё учиться. Выработка ответственного отношения к истории многое меняет. Нехватка привычки к самодеятельности, самоорганизации, самоуправлению, самоконтролю, дефицит инициативы, ожидание, что историческую работу проделают другие, – сильно вредит жителям Луганска. Расхожая фраза, что, мол, от нас ничего не зависит, подрывает перспективы роста благосостояния, преодоления бесправия, обуздание коррупции, подавления преступности, планирования в интересах непривилегированных групп населения.
В ходе обсуждения пришли к выводам относительно понимания природы конфликта в поздних обществах рыночной (капиталистической) экономики. Тип зависимого капитализма Украины естественно привёл её даже не к модели урезанной либеральной демократии, а к образцовому марионеточному псевдо-государственному образованию под внешним управлением. Но ведь и мы – часть рыночного пространства, и без прихода капиталов в республику трудно решать её проблемы.
Докладчик верит, что даже элиты, в конце концов, сообразят, что нормализация даст им шанс на лучшие условия извлечения доходов. Лучше постоянно растущий гарантированный доход, чем шальные деньги через каналы, которые в любой момент может перекрыть коррумпированная власть.
С оптимизмом докладчика не все согласились. Так дискуссия подводит к сравнению ментальности и способа жить индивидуалиста и коллективиста, Русского мира и западноевропейского сообщества. Поглощение особенностей Донбасса остальной Украиной невероятно, но и обратная мысль контрпродуктивна: равнение на Донбасс требует для страны слишком больших жертв, а потому устройство пространства может быть либо самостоятельным, либо федеративным (как на восток, так и на запад в зависимости от итогов переговорного процесса и согласия населения республик).
Согласились с тем, что в нынешних условиях переход к демократии западного образца затормозит продвижение страны к искомым ответам на злободневные вопросы. Авторитарная культура наших народов слишком сильна, чтобы измениться за несколько десятилетий, а потому развитие новых форм самоуправления и управления есть поиск оптимального соотношения вертикали и горизонтали структур, а не подавление горизонтальных связей между людьми. Чем больше людей будут участвовать в регуляции общественных отношений, чем прозрачнее станут принятие и исполнение решений, тем скорее пойдут другие позитивные процессы.
Итак, в ходе обсуждения была рассмотрена целая вереница тем, от борьбы с опухолями и причинах ухудшения здоровья луганчан до способностей мышления к выходу от адаптивного существования к творческому; от особенностей уклада жизни в условиях конфликта до принципиальной невозможности покориться неправой силе киевских преступников; от жанров репортажа и эссе к сущности скептицизма и экзистенциализма, кругами и петлями, разведениями и снятиями противоположностей шла дискуссия к обоснованию вывода, что перемена неизбежна и возможно совсем неожиданна. Мы накануне исторического события, смысл которого ещё неясен, а потому обсуждению подлежит.
Экзистенциальные смысложизненные ориентации не на себя, а на другого – ключевой элемент сопротивляемости человеческих личностей и социальных организмов, даёт лучшие возможности собирания сил для само-стояния в условиях кризиса. Особенно печалит судьба молодых, которые не имели возможности за последние тридцать лет прожить хотя бы один день вне кризиса. Приоритет другого не противоречит самостоятельности жизненного выбора или отказа каждого. Уважение к другому… По известному выражению – повод к самоуважению. Самые острые ответы не конец дискуссии. На том строится круг ФМО.
И всё же ФМО не было бы обществом преимущественно людей, скептически настроенных к окончательным и однозначным выводам решениям, если бы дискуссия завершилась полным единодушием. В нашем кругу это не принято. Обмен знаниями, мнениями, взглядами, прогнозами, эмоциями и пожеланиями проходил в обстановке дружелюбия, внимательности, атмосферы уважительного отношения к несогласию и при изумительном такте докладчика, ведущего за собой аудиторию. Эти черты происходившего обеспечили глубокую удовлетворённость присутствующих. Как говорил некогда Алкивиад о Сократе: никто из его учеников не уходил без ощущения, что стал лучше. А книга, выставленная в заглавии, достойна того, чтобы быть в личных библиотеках всех, кого глубоко тронуло лето 2014 года, память об уроках коего не должна стереться в суете будущих, надеемся, более радостных дней.
Автор: Арсентий Атоян