Наши публикации
Влияние Горького на творчество авторов, писавших о Донбассе
Максим Горький известен не только в качестве писателя, но и литературного критика, своеобразного наставника многих писателей, которые начинали свой творческий путь в сложные годы становления молодого советского государства. Не является исключением и земля Донбасса, подарившая вдохновение множеству талантливых авторов, прославивших её: Федору Вольному, Василию Гроссману, Александру Серафимовичу и другим литераторам, чей творческий путь пересекся в свое время с «буревестником революции».
В данном небольшом материале мы хотели бы затронуть биографии перечисленных выше писателей и поэтов, показать то неоценимое влияние и помощь, которую оказал им Максим Горький.
Федор Вольный
1 января 2018 года исполнилось 110 лет со дня рождения нашего земляка – прозаика, публициста и драматурга Федора Вольного. Будущий писатель был тесно связан с шахтерской профессией, проработав на шахтах долгие годы. Наша библиотека располагает уникальным литературно-историческим архивом писателя, фондодержателем многих изданий его пьес.
Свою первую повесть, «Секретарь райкома», двадцатилетний шахтер Федор Вольный написал в 1928 году. И рискнул отправить ее Максиму Горькому, в надежде, что пролетарский писатель не оставит без внимания его творение. Горький действительно прочитал две аккуратно исписанные школьные тетради, исправил многочисленные ошибки и на трех не заполненных текстом страницах изложил свои замечания. Закончил он свои рекомендации ободряюще: «Верю, что вы станете настоящим литератором». Оценка Горького сыграла в судьбе Федора Вольного едва ли не главную роль.
Василий Гроссман
Литературной деятельностью Василий Гроссман занялся в конце 1920-х годов и уже в 1928 году отослал один из своих первых рассказов для публикации в «Правде». В это же время он сделал выбор между научной работой и литературой – в пользу последней (подробно свой выбор он обосновывал в письмах этого периода к отцу). В 1929 году в журнале «Огонёк» публикует очерк «Бердичев не в шутку, а всерьёз». В апреле 1934 года в «Литературной газете» был опубликован рассказ о Гражданской войне «В городе Бердичеве», ставший дебютной художественной публикацией писателя. В том же году при поддержке Максима Горького опубликовал в газете «Литературный Донбасс» повесть из жизни шахтёров Донбасса «Глюкауф». Успех этих произведений укрепил Гроссмана в желании стать профессиональным писателем. В 1935, 1936 и 1937 годах издавались сборники его рассказов, в 1937-1940 годах – две части эпической трилогии «Степан Кольчугин» о революционном движении от 1905 года до Первой мировой войны.
Александр Серафимович
Многие страницы биографий пролетарских писателей связаны с нашим городом Луганском. Один из таких писателей – Александр Серафимович. Он много разъезжал по городам Донбасса, бывал на заводах и шахтах, тщательно собирал материалы из трудовой жизни, стараясь быть ближе к рабочей среде, к массовым рабочим организациям. Принимал участие в клубной работе, выступая на литературных вечерах с докладами. Был тесно связан с литературной организацией «Забой», поддерживал дружески и творчески молодых литераторов П. Беспощадного, Б. Горбатова, А. Селивановского, П. Трейдуба и других.
Идейная близость соединяет Серафимовича с Горьким, с ним он сотрудничает в издательстве «Знание». Встретившись с Горьким, который отметил и одобрил его произведения, Серафимович, по собственному признанию, впервые почувствовал себя писателем. Все творчество писатель посвятил жизни рабочего класса и крестьян. Его рабочий – на железной дороге, на заводе, в шахтах, в нищете, в горе. Тема тяжелого труда проходит в таких рассказах, как «На заводе», «Под землей», «Стрелочник» и многих других.
Далеко не всем писателям Донбасса той поры удалось повстречаться лично с Максимом Горьким, но творчество «буревестника революции» заочно оказало значительное влияние на их судьбы, литературный путь. Несомненно, поиск новых неизвестных страниц истории авторов, писавших о Донбассе, их общения и взаимодействия с Максимом Горьким будет продолжен и, как мы надеемся, позволит создать более четкую картину литературной среды тех лет.