Наши публикации
Этническая культура русских старообрядцев п. Городище Перевальского района. Краеведческий очерк
От составителя
Старообрядцы... Для большинства из нас это слово ассоциируется с давно прошедшей стариной. Они сохранили исконно русскую культуру, крестятся двуперстием и придерживаются других традиционных церковных правил. Несколько столетий они подвергались гонениям и были обособлены, но остались верны традициям.
В очерке прослеживается история появления в с.Городище Перевальского района Луганской области старообрядцев, их быт, язык, особенности богослужения, семейные обычаи. Особое внимание уделено рассказам, преданиям, легендам о жизни и быте села, услышанные от местных жителей.
Предлагаемый в очерке иллюстративный материал позволяет приблизиться к пониманию культурной канвы описываемых событий.
Выражаем благодарность за помощь в подготовке данного издания библиотекарю п.Городище Минаковой Любовь Петровне, директору Перевальской районной библиотеки для взрослых Шевченко Валентине Владимировне и библиотекарю Ейниченко Елене Дмитриевне.
Для студентов и самых широких кругов читателей, которых интересует история и культура старообрядчества.
Составитель: Манятина Е.В.
Ответственный за выпуск: Соцков О.В.
Редактор: Ильина Е.С.
Компьютерная верстка: Аксенов Р.Ю.
Старообрядцы – православные христиане Русской Церкви дониконовского обряда, именуемые также раскольниками или староверами. Старообрядчество изначально представляло собой акт духовного сопротивления, проявление культурного суверенитета русского народа. Традиционные староверы, пожалуй, лучше, чем какие-либо иные русскоязычные группы населения, сохранили в поразительной чистоте основополагающие ценности и традиционные этические принципы русской культуры.Именно в результате репрессий староверы обрели этнические черты, выделяющие их из других общностей.
Историки, этнологи, искусствоведы сегодня более глубоко изучают старообрядчество. Кажется, нет такой грани их жизни, которая бы сейчас не исследовалась. Это жилье, одежда, прозвища, народный календарь, поверья, духовные стихи, говор, деловые качества, похороны, поминки, богослужение, обучение грамотности, деятельность священнослужителей, культурные памятники.
История появления в Городище староверов побуждает нас обратиться к временам церковного раскола...
Во второй половине XVII в. патриарх Никон при содействии царя Алексея Михайловича подверг ревизии церковные книги и обряды, приведя их в соответствие с греческими. Нововведения насаждались в приказном порядке. Церковная и светская власти не потрудились донести до народа истинный смысл преобразований, зато широко применяли силу. Старообрядцы уходили с насиженных мест в глухие районы России: на Север, в Сибирь, на Кубань, а также на юг (в Дикое Поле и далее на Дон), записывались в казаки...