Страничка библиофила
- Просмотров: 1266
Гудки были первой песней поэта
Нашего земляка, поэта Михаила Львовича Матусовского (1915-1990) критики частенько называли и, порой, до сих пор называют «поэтом-песенником». В то же время песенные стихи составляют лишь небольшую часть объемного творчества поэта. По этому поводу М.Матусовский как-то заметил в одном из своих интервью: «Конечно, с легкой руки фельетонистов «поэт-песенник» воспринимается, порой, чуть ли не иронически. Но я считаю это очень высоким и почетным званием, ко многому обязывающим. Не смею себя даже сравнивать, но я считаю это очень высоким и почетным званием, ко многому обязывающим. Не смею себя даже сравнивать, но если вспомнить Кольцова, И.Сурикова, Исаковского, чьи песни стали поистине народными, то, как говорится, дай бог иметь такое имя – «поэт-песенник»».
В песенном активе известного поэта было много любимых народом песен: «Летите, голуби, летите…», «Школьный вальс», «Вернулся я на родину», «Сиреневый туман», «Подмосковные вечера», «С чего начинается Родина», «Березовый сок», «На Безымянной высоте»… В этом ряду далеко не до конца перечисленных песен, а их было написано порядка двухсот, совсем не последнее место занимает «Песня о гудке». Ее рождению способствовали воспоминания поэта о призывных гудящих переливах луганских заводов. Конечно же, среди них выделялся своим голосом гудок паровозостроителей. Вот какое воспоминание оставил Матусовский в своей мемуарной книге «Семейный альбом»: «Гудки были первой песней моего детства. С годами я научился различать их по голосам: вот тоненько и издалека начинал свой запев завод имени Пархоменко; дружно и звонко поддерживал его завод номер шестьдесят; и совсем уж по-стариковски ворчал на них спросонок ОР – Луганский паровозостроительный имени Октябрьской революции. Словно кто-то натянул в воздухе металлические тросы, и диковинной арфой загудели они на степном ветру. Словно это сошлись на спевку гиганты с луженными и железными глотками».
А история «Песни о гудке» такова. Многие годы в записной книжке поэта хранились две ностальгические строки: «…а все же жаль, что я давно гудка не слышал заводского». О них Матусовский вспомнил, когда МХАТом создавался известный спектакль «Сталевары» по пьесе Геннадия Бочкарева. Толчком к этому послужила просьба мхатовцев к Михаилу Львовичу и композитору Эдуарду Колмановскому написать к новой постановке песню. Две припасенные строчки пошли в дело и песня состоялась.
Позже, в 1983 году, на страницах «Ворошиловградской правды» под рубрикой «Клуб земляков» была опубликована беседа с М.Матусовским, в которой поэт отметил, что эта песня «продиктована воспоминаниями об оглашаемых гудками ранних ворошиловградских рассветах».
Большинство строчек «Песни о гудке» сегодня для нас звучат с нотками ностальгии. Вчитайтесь в некоторые из них:
Такая тишь над городком,
Таким покоем дышат дали,
А мы не время с тем гудком,
Мы с ним судьбу свою сверяли.
Ты это в памяти храни,
Как вместе с ним мы отмечали
И наши праздничные дни,
И наши общие печали.
Яков Смоляренко, библиофил