Горьковка рекомендует
- Просмотров: 161
Иллюстрации Гюстава Доре в фонде редких и ценных изданий: «Ад» в «Божественной комедии» Данте Алигьери
Луи Кристоф Поль Гюстав Доре – выдающийся французский художник-гравер, всемирно прославленный иллюстратор. Так и не получивший академического образования художник-самоучка, благодаря таланту и упорству он достигает вершины изобразительного мастерства, иллюстрируя произведения Байрона, Рабле, Бальзака, Перро, Лафонтена, Мильтона, Сервантеса, Данте. 6 января 2022 г. исполнилось 190 лет со дня рождения мастера.
Ещё в юношестве Доре задумал большой труд по созданию гравюр для поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия». Несмотря на уже утвердившееся положение и репутацию высококлассного иллюстратора Франции, издатель не согласился финансировать проект. Тогда Доре решил выпустить первый том за собственные средства и не прогадал. Когда в 1861 году «Ад» с его иллюстрациями вышел в свет, весь тираж исчез с полок магазинов в мгновение ока. Благодаря этому вопрос о финансировании других томов не стоял, и в 1868 году вышли остальные части «Божественной комедии» с рисунками Доре, однозначно и бесповоротно ставшие классикой жанра.
Творческий союз Художника и Поэта оказался очень плодотворным: в общей сложности Доре создал около полутора сотен гравюр к произведению Данте. Особый узнаваемый «почерк» Доре идеально подошел стилю и духу столь драматического произведения. Можно утверждать, что живопись Гюстава Доре и литература Данте Алигьери зазвучали в унисон и слились в единое целое, ведя в своем мистическом путешествии величественный диалог об инфернальных тайнах потустороннего мира, о злодеяниях человека и неминуемом наказании, и, в конечном счете, – о смысле бренного бытия.
Даже сегодня, спустя полтора века после первой публикации, в нашем сознании аллегорическая поэма Данте неразрывно связана именно с иллюстрациями великого Доре. В гравюрах Доре впечатляет проработка образов персонажей и «декораций» сцен, в которых разворачивается действие: филигранные линии, начертанные твердой рукой мастера, образуют четкие анатомические формы тела человека и инфернальных пейзажей. А совершенство в изображении эмоций – посредством поз и движений героев – подчеркивают отчаяние, трагизм, ужас и безысходность происходящего.
Французский писатель Теофиль Готье, современник и приятель Доре, считал: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Доре смог бы проиллюстрировать Данте. Он обладает тем визионерским взглядом, который присущ Поэту. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пропасти, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью». Добавим к словам Теофиля Готье, что ад Данте населен отвратительными и смертельно опасными мистическими существами, мастерски изображенными художником, встреча с которыми не сулит героям ничего хорошего.
Сила художественной интерпретации поэмы Гюставом Доре такова, что продолжает оказывать влияние на наше восприятие «Божественной комедии», волновать ум и душу. Сектор редких и ценных изданий предлагает нашим читателям ознакомиться с иллюстрациями Гюстава Доре в книгах из фонда Горьковки.
Продолжение следует…